Стояние у «Русских ворот» в Анапе

Предисловие. Хочу сразу же предупредить всех, кто ни «бэ», ни «мэ», ни просто «э» в теории и практике национальной политики государства и конфликтах «на почве», что  я представляю  (нижеследующий) текст исключительно с целью осмысления проблем межнациональных отношений в Анапе. Эти проблемы  не просто определяют повседневность курорта (характер территориального бизнеса, к примеру), но и время от времени прорываются криминальными и трагическими сюжетами.

Конкретным поводом к написанию данного текста послужил пост на сайте «анапа-тудей» и многочисленные комментарии к нему.

http://anapatoday.com/blogs/by-post-id/372/ «Кому мешают памятники в Анапе». Отсюда и название поста – «Стояние у «Русских ворот» в Анапе".

Под репостом этого блога у нас также  началось активное комментирование, прерванное остановкой работы сайта на 5 дней. Но надо сказать, что в начатом одной статьей  цикле «Руки чешутся навести в Анапе тотальный порядок» я  собирался рассмотреть эту важнейшую для Анапы проблему в порядке «социального проектирования» - тотального дизайна территории.

История вопроса на сайте достаточно содержательная:

Как это будет по-армянски?  март 2012

Мастер-класс политкорректности  март 2012

Иваны Анапы вспомнили родство? Апрель 2012

Витязево: национальная карта коммерческого конфликта май 2012

Я выбрал наиболее значимые материалы из множества публикаций

 

Коротко, «национальный вопрос» в Анапе существует достаточно остро  и конкретизируется в двух «подвопросах» - «казачьем» и «армянском». И здесь не просто острота, но и трагическая (на сегодня) данность курортной территории.

Управленческий ответ на обозначенные вопросы (межнациональных отношений на территории) не просто слаб, а просто неадекватен.

Каждую статью по национальной проблематике я начинаю с изложения позиции абсолютной толерантности вообще и выражения подлинного  уважения к армянскому народу, рядом и в среде которого я прожил много лет, сознательно выбрав загородную жизнь в армянском поселении возле Ростова-на-Дону (признаюсь, как более комфортную и безопасную  альтернативу русским пригородам).

И последнее – вопрос: Кто-то читал своим детям замечательные книги Наринэ Абгарян о Манюне?  Не думаю…

1. Содержание статьи «Как это будет по-армянски» мне пришлось обсуждать с Кофтуном А.А., наверное, в апреле 2012 г. И в это же время с атаманом Плотниковым В. Несколько позднее с молодым человеком по имени Рач. Я предлагал создать неполитическое молодежное движение (партию) с тремя лидерами во главе – русским, греком и армянином. Кофтун А.А. согласился, что идея хорошая, но «партия у нас может быть одна – ЕР». С А.А. Кофтуном мы спокойно обсуждали опасность экспансии армянского бизнеса в Витязево. Он отстаивал неизбежность (естественность) этого процесса, не видя угроз. «Мы собираемся вскоре сменить главу Витязево на своего, конечно, русского человека, и витязевцы успокоятся». Кофтун А.А. в то время не подозревал, насколько близок конец административного могущества, и целиком полагался на влияния депутат Зиринова. «Наш всем своим помогает, а ваш (А.А. назвал имя другого депутата – А.К.) своих кидает».

Если Кофтун А.А. не видел (по крайней мере, на словах) опасности в дальнейшей реализации программы  экспансии на территории доминирующей бизнес-группы, то атаман Плотников В. опасность эту, находясь по другую сторону коммерческого освоения курорта, хорошо понимал и выражал ее прямо – «Они допрыгаются, будет резня».

Тем временем, на фоне резкой утраты административного ресурса армянской диаспорой Анапы  (из администрации уходят «первое лицо» Кофтун А.А., затем и «полупервое» - ЕТИ) нарастает напряженность в отношениях диаспоры с казаками. Смотрите -  Анапа рiдна - по рен тв вИдна. Приближается, если не резня, то смертельная стрельба 22 февраля 2013 года.

2. Как произошла криминализация самой влиятельной бизнес-группы Анапы.

Обратимся к истории. «В России наиболее крупные армянские общины проживают на Северном Кавказе, в Москве и Московской области, Петербурге, Поволжье, Дальнем Востоке.

 По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, всего армян в России 1.182.388 человек, из них городское население — 816.375, сельское — 366.013. Значительная доля армян, живущих в нашей стране, сосредоточена по южным границам России.

Их количество возросло за счет иммиграции после разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года, что сильно изменило этносоциальный состав диаспоры. Другими причинами исхода армян из своей республики стали транспортная блокада Армении Азербайджаном и Турцией, неблагоприятные социальные условия, преступность, безработица. Основная часть армянских эмигрантов осели в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, Москве, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

Много армян эмигрировало в Россию из Азербайджана и Абхазии, спасаясь от этнических чисток во время локальных войн начала 90-х. Происходило формирование новой армянской диаспоры России. Принято считать, что процессы становления армянской диаспоры в России как отдельного гражданского института еще не пройдены, поскольку отсутствует единый в масштабе страны центр по координации армянских объединений».

http://kavpolit.com/armyanskij-vopros-cerkovnyj-otvet/

Мне (Анапчанам лучше) известны подробности волны иммиграции после трагедии Спитакского землетрясения. Пострадавших встречал В.Н. Аванесов (ставший к тому времени могущественным человеком курорта). Приехавших заселили в  «Жемчужину», поменяв в номерах замки и поставив сейфы. Аванесов прямо говорил, что работники должны «прислуживать» (под угрозой увольнения). «Если кто будет рот открывать, то армяне все вооружены». «Я сделаю из Анапы маленький Ереван». Именно эти фразы запомнились очевидцам.

Я не думаю, что с этого – с защитных фраз Аванесова – начинается путь криминализации диаспоры к апогею деятельности устойчивой ОПГ. Скорее, фактор времени («не мы такие, жизнь такая») сыграл здесь определяющую роль. Конец 80-х, 90е. Бандитские годы, бандитская Россия. В Анапе орудуют «кемеровские» и прочие… . Передел собственности, прихватизация. Разборки, стрельба. С тех времен так и не выветрился из Анапа бандитский дух, криминальная ментальность и сегодня является неотъемлемой частью образа курортной территории («В Анапе избили съемочную группу телеканала «Пятница»» - http://anapatoday.com/news/2014/09/811/ - 9 сентября 2014).

Безусловно, фактор этнической идентичности сыграл положительную роль в деле выживания и интеграции в курортный бизнес в годы жесткого бандитизма. Энергичной консолидированной  группой иммигрантов, быстро структурировавшей в себя и местных армян, разобщенные «русские банды» заслуженно  воспринимались ватой, не способной противостоять витальному напору.

Загадкой является только тот факт, что легализуя захваченный бизнес, получая доступ к административному ресурсу (по ходу российской пьесы), «русские» предпочитают микшироваль свой криминальное имидж, а в диаспоре лидирует  и олицетворяет  успешность группа (и ее глава), у которой при богатстве, предельно высоком административном статусе в основаниях укрепляется  криминальной начало.

Жажда безграничной власти? Ощущение под названием «нет предела» нашей власти? Администрация г-к. Анапа, суд, правоохранительные структуры стремительно переходят в подчинение и выполняют роль инструментов реализации «наших целей». Как в такой ситуации не потерять адекватность восприятия реальности? А может, жажда наживы лишает способности рефлексии? И не верю тем, кто считает такую жажду национальной чертой.

(продолжение следует)

 

Анатолий Кузнецов

10 Сентября 2014
Поделиться:

Комментарии

Валерий , 10 Сентября 2014
Трудно с достоверностью сказать, как оно все устроено у нас, вернее - всем-то понятно, но не принято говорить вслух..вот что можно точно сказать: Анапа выглядит так, что не возникает сомнений, что её плачевное состояние дело рук бандитов (в худшем понимании слова)
Кузнецов Анатолий , 10 Сентября 2014

1. А что такое "бандиты" - в лучшем понимании слова? )))

2. Отказываться понять, как "оно все устроено" (всем же понятно) и не артикулировать понимание (на каждой его стадии)означает одно - отдаться во власть бандито во всех смыслах этого многозначного для России слова!

анапчанин , 10 Сентября 2014
Валера, а меня вполне устраивает начатая Кузнецовым картина, вполне достоверная и деликатная даже.
Кузнецов Анатолий , 10 Сентября 2014
Вторая часть у меня начинается с упоминания нашумевшей статьи Евгения Михайлова «Я не хочу, чтобы на юге России случился второй Карабах». Я считаю, наши рассуждения более выдержаны и представляют собой научно-теоретическую рефлексию над явной проблемой. http://www.u-f.ru/Article/u1/2013/07/03/657476 Your text to link...
сыщик , 10 Сентября 2014
Губернатору Ткачеву случалось делать еще более резкие заявления /я о статье Михайлова/, просто на грани.
анапчанин , 10 Сентября 2014
А.И.Недавно где-то вы писали, что Костенко признает наличие бандитского слоя в Анапе.
сыщик , 10 Сентября 2014
Это общее место. Не помните формулировку полиции "являлся одним из лидеров криминального слоя" по поводу убитого не так давно В.?
А если так? , 11 Сентября 2014
Грустно, все молчат, значит боятся, а раз боятся , значит уважают... А раз уважают, значит диаспора делает всё правильно.... А вот такое оправдание Анапского развитого бандитизма как ВАМ????
Кузнецов Анатолий , 11 Сентября 2014
По поводу "молчат" - посмотрите комментарии на "анапа-тудей" - Your text to link... Напротив, эмоции возмущения в комментариях показались мне опасным симптомом... А бандитизм, действительно, "развитой", чему есть практически еженедельные (если не сказать - ежедневные) подтверждения.
Аноним , 11 Сентября 2014
Правда, Зирек поимел все, чтобы остановиться и довольствоваться "нажитым", но чтото вело его дальше к концу. Сила энерции или вели его люди с большими планами?
Анапчанка , 11 Сентября 2014
Уважаемый Анатолий Иванович! Вы поднимаете интересную и нужную тему. Ваша данная публикация очень корректная, с уважением и к армянам, и к казакам. Что касается Аванесова В.Н. (ныне покойного), то это фигура неординарная и говорить о нём надо отдельно. Он - личность!!! С одной стороны - он создал курорт(санаторно-курортные учреждения), с другой - все анапчане знают его расхожую фразу: "Я сделаю из Анапы маленький Ереван". Видимо, поэтому его воспитанник Зиринов С. назвал своё ОПГ - ВАН(Вся Анапа Наша). Ученик пошёл дальше своего учителя.
Кузнецов Анатолий , 11 Сентября 2014
Да. Значимая фигура и весьма амбивалентная в восприятии и памяти анапчан. Одни говорят - "много сделала для становления курорта". Другие - "с него началось разрушение детской компоненты курорта". Кроме полярных мнений есть и факты: Незаконное присвоение 7 соток земли территории музея, сделка по которой была признана незаконной после смерти господина Аванесова. И известная пикантная история с VIP-заведения легкого поведения)) Об этом были в свое время публикации в прессе.
Аноним , 11 Сентября 2014

Озеро, "анапчанка", озеро Ван.

Справка: "Турция гордится озером Ван. Армения считает его своей безвозвратно утерянной частью. Наследники государства Урарту тоже могут претендовать на этот водоем. И все эти притязания вполне обоснованны. С IX по VI века до н.э. в районе озера Ван процветало государство Урарту, столица его – город Тушпа, скорее всего, располагалась на месте современного городка Ван, который находится неподалеку от водоема. Канал длиною в 70 километров, построенный урартским правителем Менуа в VIII веке до н.э., можно осмотреть и в наши дни. Позже это благодатное место перешло к Армении. На берегах и островах озера сохранились архитектурные памятники, развалины древних сооружений и церкви армян. Одна из самых известных – церковь Святого Креста на озере Ахтамар. В XIX веке Османская империя, которой принадлежала и Армения, начала распадаться. И эта территория отошла Турции (в результате не самых благовидных, надо признать, деяний турков). Что же влекло сюда людей с самых древних времен? Ответ прост – уникальная природа. Озеро Ван – самое-самое. Например, оно самое большое озеро в Турции, самое большое содовое озеро в мире и четвертое по величине непересыхающее озеро. Его глубина в некоторых местах достигает 451 метра. На таком глубоководье соленость воды составляет 67%, это больше, чем в море (средняя соленость морской воды 30-50%). У берегов и на поверхности концентрация солей значительно ниже (около 22%), а в местах впадения рек и ручьев вода практически пресная".

Аноним , 11 Сентября 2014
А чо,Тимурика,сына покойного Вальтэра выпустили под залог? Ну,дела...
Кузнецов Анатолий , 11 Сентября 2014
Уважаемые читатели-комментарии! Вечером посыпались комментарии в жанре, неприемлемом для обсуждения темы на нашем сайте. Я их удалил. Часть из них в случае выражения мыслей иными словами могла бы быть опубликована...Но...увы.
Общественность , 11 Сентября 2014

Простой народ очень хорошо ладит с друг другом не взирая на национальность. А то, что происходило во времена Зиринова это очень дешёвый трюк, когда такие люди чисто играют на национальных чувствах и умело их подогревают, внушая преобладания одной национальности над другой. Эта ситуация становиться ими легко управляема. А в действительности от Зириновщены страдают все национальности т.к. Зириновщена не имеет национальности, она за людей никого не считают их цель безграничная власть и нажива. Вот сейчас по факту его деятельности можно подвести итог Зиринова посадили а тех людей которых они сплачивали возле себя внушая свои бредовые идеи остались ни с чем. Полагаю, что и ЦАНГ принимал в этом непосредственное участие даже теперь когда их деятельность приостановлена поговаривают, что Лева СМС собирал людей. Надо помнить свои кори и традиции и жить всем в мире и согласии.

Народ Анапы , 12 Сентября 2014
Вопрос о национальности искусственно создается. Вот например возьмем лидера ЦАНГ Адамяна Л.Г. я так понимаю, что национальное общество возглавляет человек который должен заботится и беспокоится о каждом армянине. Трудности с жильем, с работой или с земельным участком для развития бизнеса и т.д. А, что же получается на самом деле Адамян за один 2011год получил от Администрации для коммерческих целей для себя, своего сына, матери земельные участи в сумме 3000 кв.м. и все это почти даром. Если хоть один армян может похвастать помощью Адамян Л.Г председателя ЦАНГ поделитесь с читателями. В противном случае зачем для каких целей существует это организация, полагаю, что для формирования бандитской структуры, а она уже не имеет национальности. Поэтому народ жил и живет дружно. Национальности нужны таким как Адамян кто они будут без ЦАНГа...??? Они и раздувают проблемы типа межнациональные.
Кузнецов Анатолий , 12 Сентября 2014

В развитие Ваших мыслей полезно перечитать давний материал нашего сайта:

Обращение к армянской диаспоре Анапы и района.

от редакции анапа-про. Мы решили опубликовать текст письма (на нашу почту), поскольку множество комментариев к разным материалам затрагивают тему межнациональных отношений, для человеческого урегулирования которых, очевидно, придется сегодня искать новый формат и новых лидеров.

Сегодня я вышел из дома , в мое лицо ветерок вдохнул великое множество ароматов цветущих деревьев, я почувствовал запах весны, и я невольно вспомнил , человека , депутата ЗСК, который каждый день бессознательно, лишал себя свободы, я вдруг понял ,как это ценно , иметь возможность выйти на улицу, наслаждаться запахами, наслаждаться жизнью, когда все так стремительно оживает и просыпается, это называется - просто жить, и все материальное в сравнении с этой возможностью , меркнет. Я уверен , что человек в камере, который вдруг, лишился возможности общаться с друзьями, супругой, детьми, не может сказать своей маме привет, сегодня, готов на все, чтобы иметь то ,что я почувствовал на пороге своего дома и все это бесплатно. Все что мы можем чувствовать , оказывается настолько ЦЕННО, что за это можно отдать ВСЕ . Люди, вы только вдумайтесь , как ЦЕННО то, о чем мы не задумываемся !

А теперь о текущих проблемах. В нашем с вами городе , арестован депутата ЗСК Зиринов С.А. , люди местные прекрасно понимают, этот арест не связан с экономической деятельностью депутата, все понимают ,это связано с преступной деятельностью , последствия этой деятельности сегодня выкапывают во многих местах Анапского района . Для жителей нашего города , как мне кажется , эта деятельность депутата не является какой-то неожиданностью, многие события в городе контролировались этим человеком и его ставленниками, но оставим выводы и утверждения для следствия. Давайте обозначим действительно проблему, которая имеет место быть и требует оперативного решения.

Жители Анапы как мне кажется умные люди , я надеюсь, у них нет национальной ненависти, многие национальности у нас ассимилировались и присутствуют в каждой семье,так если брать коренных жителей в трех поколениях, мы обязательно увидим в их семьях представителей, русских, армяней, греков, татар , украинцев и белорусов и др. Поэтому говорить о национальной вопросе в этой плоскости просто неуместно. Но есть у нас в городе жесткая неприятие жителей к преступной группе людей, которая сформировалась по национальному признаку , которая различными методами, насаждала свои интересы в этом узком контексте. В результате сегодня всем понятно , армянская диаспора и ее представители несут, мягко говоря, большие репутационные потери, и на этом фоне комментарии об этом происшествии в национальном контексте , председателя Центра армянской национальной культуры Адамяна Л. Г. просто убийственны для диаспоры, этот человек не имеет морального права , что то озвучивать от лица честных армян , и многие из них знают об этом человеке , больше меня.

Настало время , по-моему, переизбрать этого председателя, и чем быстрее это сделают, реально авторитетные представители этой диаспоры тем скорее наступит оздоровление у носителей этого этноса. В Гайкадзоре, в Анапской, в Супсехе и Анапе все знают , что представляет из себя нынешний председатель ЦАНКа , многие на своей шкуре испытали его "хозяйственную" деятельность . Там, где он вел дела , обязательно что-то сгорало или людей запугивали. Приведу несколько примеров , в Супсехе, где банкетный зал Левада , по названию мы понимаем, кому это принадлежит, на этапе строительства застройщик не мог договориться с соседом о покупке части участка , в результате у несговорчивого собственника начались беспричинные возгорания собственности, итог известен , вынужден был уступить , рядом с "Левадой" другой человек построил дом в четыре этажа , четвертый этаж , как- то не вписывался в представлениях Левы об этажности поселка и соседстве , и председатель лично угрожал расправой семье этого человека, позже при помощи не понятно чего , конфликт был исчерпан и четвертый этаж Лева разрешил. В прошлом году в мае на улице Астраханская у одного предпринимателя вдруг сгорела машина, до этого были угрозы уступить землю в ст.Анапская. И именно этот человек , сегодня от имени армянского народа, говорит о дружбе, мире , мне почему-то стыдно. Кстати , если говорить о помощи таких вот председателей своему народу , могу проиллюстрировать такую подробность , как это происходит, когда это делается не под камеру и не для прессы, для рядового труженика: так в декабре прошлого года в одной армянской семье произошло большое горе , умерла роженица с ребеночком , отец остался с двумя несовершеннолетними детьми, человек находился в шоке , дипрессии , он никогда ничего не просил ,а момент отчаяния и большой духовной раны ,он обратился в ЦАНК , к Леве, оказать помощь в организации похорон , и вместо слов поддержки и каких либо действий , человек встретил безразличие, ему было просто отказано. Тогда позвольте, зачем вы "лепите" глаза своему народу? Где помощь в трудную минуту, милосердие и человечность?

Я не претендую на правовую оценку действиям Адамяна , это его жизнь , пусть он договаривается , со своей душой, совестью, это его судьба , и судьба его детей .

Мое мнение , люди запятнавшие свою репутацию , за которыми тянется клеймо черствого, грубого мизантропа не могут и не имеют морального права возглавлять и представлять целую национальность, являясь одновременно нездоровым нарывом на здоровом теле этноса. Решение принимать вам.

Дорогие мои соседи, наступило время добрых перемен, если это для нас всех важно, давайте вместе, наконец, начнем ценить то, что мы имеем каждый день , каждую минуту , каждую секунду. Быть соседом , это так просто и одновременно очень ответственно.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО !

анапчанин

PS: О местном депутате: Быть "хорошим" депутатом , не значит, и не имеет ничего общего , с термином: быть просто человеком.

Материал по теме: Депутат горсовета Анапы Левон Адамян о «деле Зиринова»: зачем нагнетать обстановку?

14 Апреля 2013

Горожанка , 12 Сентября 2014
Согласна с общественностью. В Анапе испокон веков все нации жили в мире и дружбе. Сейчас кому-то очень надо разжигать межнациональный конфликт. Ничего у них не получится!!!
Аноним , 12 Сентября 2014
Дамочка не знает что ли о вековой кавказской войне? Черноморское побережье цитирую "испокон веков" не было зоной борьбы российской империи за стратегические преимущества преимущества на соседями. Любая нестабильность в этом месте и сегодня опасна для страны. Никто ничего не разжигает сознательно. Просто всем проживающим здесь диаспорам надо уметь ставить общие т.е. государственные интересы выше этнических личных. А личные интересы перестать удовлетворять с помощью криминальных средств. Вопрос только в том, кто научит их этому, власть или народ коренной.
Аноним , 12 Сентября 2014
Точно, незачем глобализировать вопрос и произносить мантры о вечной дружбе вообще, когда речь идет о локальном месте, где пофамильно известны все криминальные личности. В одних преступлениях важнее паспорт а не морда в других морда значимее паспорта. Но если статистику указывает на происхождение большинства преступлений и правонарушений происходящих из одной почты,тогда следует задуматься над воспитательной работой. Вопрос только в том, кто ее будет осуществлять власть или сам народ.
Аноним , 12 Сентября 2014
Скажи тогда "русскую пробежку" били по паспортам или по мордам или по почве. И скажи мне дело замотали для профилактики вражды или наоборот? Спорим, не сможешь ответить.
Общественность , 12 Сентября 2014
Вы, что хотите сказать, что в начальство МВД или прокуратуры по национальности отличаются от "русской пробежки"??? Самое поддающиеся на такие ситуации молодежь это и есть результат Зириновщены. Не будет национальных лидеров не будет и враждебных стычек.
Кузнецов Анатолий , 12 Сентября 2014

Вмешаюсь.Не будет национальных лидеров

В корне не согласен!

1. Потому что - выдвижение лидеров, формальных и неформальных, процесс закономерный.

2. Идеология, политика (в культурном смысле), модели поведения ....заточенный (я про все перечисленной) на Цели...И здесь важно понять и выявить , какие именно Цели.

Для загрузки изображений необходимо авторизоваться

Архив материалов