«Назарбаев и Лукашенко остудили пыл Путина»

технология антиевразийской информационной кампании. Источник дезинформации — Reuters

По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), которое состоялось 24 декабря, в медиапространстве — как прозападном, так и отчасти российском (хотелось бы написать «только либеральном российском», но увы) тиражируется тезис о том, что Белоруссия и Казахстан критикуют российскую политику евразийской интеграции, а Назарбаев и Лукашенко остудили пыл Путина. Эту информационную кампанию полезно и познавательно изучить для понимания того, как работает антиевразийская агитационная сеть в СМИ и кто является её ключевыми участниками.

Очень кратко зафиксируем: заседание ВЕЭС при участии президентов России, Белоруссии и Казахстана 24 декабря — это ключевое событие года в евразийском проекте. Стороны зафиксировали готовность проекта институциональной — самой важной, как подчеркнул Владимир Путин — части Договора о Евразийском экономическом союзе; согласовали позиции по содержательном наполнению функциональной, отраслевой части, подписали почти десяток документов экономического характера (Путин — «важное направление совместной работы — улучшение условий для ведения бизнеса на всем интеграционном пространстве… и сегодня приняты решения, направленные на защиту честной и добросовестной конкуренции»), одобрена «дорожная карта» по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Очень важно — озвученные на заседании дискуссионные моменты не являются какой-то секретной информацией (как можно предположить, ознакомившись с отчётами в определённых СМИ), даже самые резкие высказывания были оперативно опубликованы в стенограмме открытой части мероприятия от пресс-службы Кремля.

В 17:23 мск 24 декабря российская редакция Reuters публикует авторский материал Дениса Дёмкина под названием «Назарбаев и Лукашенко остудили евразийский пыл Путина». Для понимания хронометража — пресс-служба Кремля завершила публикацию материалов по заседанию ВЕЭС в 17:15 мск, завершающим штрихом стали заявления для прессы по итогам заседания от Путина, Лукашенко и Назарбаева, обнародованные в 17:10.

То есть в материале Reuters, который стал отправной точкой информационной кампании, просто физически не могли быть учтены определённые — возможно, самые важные — заявления президентов. Но поскольку мы понимаем, что речь идёт именно о кампании, пенять на непрофессионализм журналистов нет смысла. Материал запустили в 17:23, и логика понятна — в информационной войне время дорого. Также не имеет особого смысла останавливаться на искажениях открытой информации и передёргиваниях в тексте, отметим только, что они достаточно топорные, рассчитанные на очень слабую осведомленность читателя в евразийском проекте. Навскидку, просто для иллюстрации — «президент Казахстана… указал на принципиальные разногласия, компромисса в которых Астане и Минску достичь с Москвой не удалось, и предложил не спешить с договором и вновь обсудить проект в марте». Читаем оригинал стенограммы: «хотел бы ещё раз изложить принципы, на которые опираются наши переговорщики в проводимой работе» — это, надо понимать, заменено на «указал на принципиальные разногласия», «не спешить с договором» как бы намекает нам, что договор должны были подписать именно 24 декабря, но не сложилось — но вообще же изначально его подписание намечено на май 2014 года, «вновь обсудить проект в марте» — это заранее запланированный этап работы. Заявления президента РК в духе «я думаю, можно преодолеть это, поработав» и многочисленные, неоднократно прозвучавшие заверения в верности Казахстана союзному проекту, конечно же, упущены.

Итак, Reuters — точка отсчёта провокации, но, как это ни удивительно, не главная её движущая сила. Через некоторое время материал практически слово в слово перепечатывает украинское „Зеркало недели». Тут, правда, есть новация — статью сопровождает фото Путина, Лукашенко и Назарбаева с подписью «Лукашенко и Назарбаев отказались сдавать суверенитет kremlin.ru».

И уже со ссылкой на «Зеркало недели» «Назарбаев и Лукашенко остудили евразийский пыл Путина» пошёл гулять по просторам Интернета. Причём, что характерно, на материал как бы украинского СМИ о заседании Высшего Евразийского экономического совета начинают ссылаться… российские СМИ. Тут мы ещё раз вспоминаем, что речь идёт о спланированной информационной кампании и ничему не удивляемся.

Теперь об освещении мероприятия некоторыми «большими» СМИ.

«Ведомости» — в статье под названием «Спор евразийцев» (на сайте издания доступна только подписчикам) утверждается, что создание Евразийского союза может затянуться: президенты Белоруссии и Казахстана на саммите Высшего евразийского экономического совета дали понять, что с Россией сохраняются серьезные разногласия (хотя и Путин, и Лукашенко, и Назабаев неоднократно заявили, что оглашённые ранее сроки должны быть выдержаны)… По словам Владимира Путина, «подготовка первой части проекта договора практически завершена». Но его белорусский коллега Александр Лукашенко указал: «Несколько чувствительных позиций не были согласованы на экспертном уровне», — информируют «Ведомости», «упустив» завершение фразы белорусского лидера — «…что, правда, никак не мешает «тройке» двигаться дальше».

«Эксперт» увидел главные итоги заседания в следующем — Лукашенко поспорил с Назарбаевым, Белоруссия и Казахстан не сошлись во мнениях о Евразийском экономическом союзе. Видим, что тут уже залог другой, но также ошибочный.

И даже к «Известиям», опубликовавшим в 2011 году программный евразийский текст Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» , увы, есть вопросы. Изначально негативный залог — «Евразийский союз столкнулся с трудностями роста» (кстати, по большому счёту вообще лишенная смысла фраза — как может столкнуться с трудностями роста проект, который официально ещё не стартовал). Начало текста — президенты России, Казахстана и Белоруссии обсуждали построение (на самом деле Договор о Евразийском экономическом союзе, а не некое абстрактное «построение») Евразийского экономического союза, согласование позиций обозначено как «высказанные претензии», позитивные моменты упущены.

«Назарбаев устал от политики в интеграции с Россией» — это уже казахские СМИ. Впрочем, тут скорее исключение — в таком залоге материалов в прессе Казахстана подано мало.

«Россия в Таможенном союзе «тянет одеяло» на себя — Лукашенко и Назарбаев не скрывают раздражение» — радуют читателей украинские медиа.

Вот так выглядит технологическая часть антиевразийской кампании. Выводы сделаны на основании изучения новостей, систематизированных с помощью рубрикатора новостей от Яндекса. Вот, например, сюжет, включающий в себя на момент исследования 852 новости по заседанию. Понятно, что полностью объективным такой способ признать нельзя, но общие тенденции видны чётко и неоспоримы. Политические выводы последуют…


Семён Уралов, Алексей Беляев

 

http://politikus.ru/events/10314-nazarbaev-i-lukashenko-ostudili-pyl-putina-tehnologiya-antievraziyskoy-informacionnoy-kampanii-istochnik-dezinformacii-reuters.html

26 Декабря 2013
Поделиться:

Комментарии

Для загрузки изображений необходимо авторизоваться

Архив материалов