12 редакций за пять лет Разгоны, блокировки, увольнения главредов: как власть реформировала рынок СМИ

49, 17 мая 2016
 

Фото: Антон Карлинер / «Медуза»

13 мая 2016 года были уволены редакционные руководители РБК, крупнейшего независимого медиахолдинга в России. Причиной увольнения многочисленные осведомленные источники называют недовольство Кремля публикациями РБК — в частности, расследованиями о ближайших родственниках президента Владимира Путина и материалами о «Панамском архиве». Вслед за медиаменеджерами издание планируют покинуть многие редакторы и журналисты; другие обещают работать «до первой снятой заметки». «Медуза» рассказывает о самых важных случаях откровенного политического давления на российские редакции: за время, прошедшее с начала президентской кампании 2011 года, их набралось больше десяти. 

Май 2016 года. РБК

Что произошло. В результате давления со стороны Кремля (пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков это отрицает) редакцию РБК покинули три основных руководителя — шеф-редактор объединенной редакции Елизавета Осетинская, главный редактор РБК Роман Баданин и главред газеты РБК Максим Солюс. Вслед за ними пообещали уволиться многие начальники отделов и журналисты. Они работают в издании до 30 июня.

Что в итоге. Пока неизвестно. Кто будет руководителем РБК, неясно. Какую часть редакции ему удастся сохранить — тоже. Как новый глава РБК будет строить отношения с Кремлем и акционером — владельцем ОНЭКСИМа Михаилом Прохоровым, — тоже непонятно. Максим Солюс, уходя с должности, напомнил, что незадолго до развала редакции в отношении коммерческого руководства РБК было заведено дело о мошенничестве, что снижает вероятность благополучного исхода для Прохорова.

 
Фото: Markus Schreiber / AP / Scanpix / LETA

Январь 2016 года. Forbes

Что произошло. Из-за закона об ограничении доли иностранцев в российских СМИ немецкий концерн Axel Springer вынужден был начать поиски покупателя на Forbes и другие свои активы в России. Переговоры велись много месяцев и завершились в конце 2015 года. Изначально предполагалось, что 20% акций Axel Springer Russia останется во владении ее гендиректора Регины фон Флемминг, что позволит осуществить преемственность по отношению к предыдущему акционеру. Сделка не состоялась, а покупателем всех 100% стал бизнесмен Александр Федотов. По данным «Медузы», он сразу же начал вмешиваться в редакционную политику и требовал снимать материалы; главный редактор Forbes Эльмар Муртазаев отказывался это делать, после чего довольно быстро ушел из издания «по собственному желанию» — это случилось в середине января 2016-го.

Что в итоге. Место Муртазаева занял Николай Усков, не имеющий опыта работы в бизнес-изданиях. Усков сразу же заявил, что его Forbes будет не про политику, но при этом останется «неудобным». Что представляет собой Forbes Ускова, выяснится в ближайшие месяцы, когда выйдут несколько номеров, сделанных под его руководством.

Август 2015 года. «Русская медиагруппа»

Что произошло. Летом 2015 года основатель фонда «Федерация», продюсер Владимир Киселев предложил Владимиру Путину создать в России «патриотический медиахолдинг». Для этого планировалось объединить «несколько телеканалов» и активы «Русской медиагруппы» («Русское радио», «Хит FM», радио Maximum, DFM, Monte Carlo и музыкальный телеканал Ru.tv). «РМГ», принадлежащую холдингу «ИФД Капитал» Леонида Федуна, собирались продать «Госконцерту» (подчиняется Министерству культуры) по цене ниже рыночной. Против продажи выступил менеджмент «РМГ», а также музыканты и продюсеры. Консорциум менеджеров, продюсеров и артистов попытался выкупить активы «РМГ», но ему было отказано. В августе в группу пришел новый генеральный директор — но ушел спустя неделю, пожаловавшись на вмешательство Минкомсвязи в редакционную политику.

Что в итоге. Осенью 2015 года многие сотрудники, в том числе значительная часть команды «Русского радио», уволились из «РМГ». Некоторые из них запустили в ноябре 2015-го «Новое радио». По состоянию на 2016 год продажа «РМГ» «Госконцерту» не состоялась. В апреле «Ведомости» сообщили о выделении структурам Владимира Киселева кредита на три миллиарда рублей на покупку «РМГ».

Февраль 2015 года. ТВ2

Что произошло. С конца 2014 года томская телекомпания ТВ2 — одна из старейших независимых телекомпаний в России — находилась под угрозой закрытия. В декабре 2014 года Томский областной радиотелевизионный передающий центр в одностороннем порядке расторг договор на вещание ТВ2 на метровой частоте. В начале 2015 года телеканал прекратил вещание и в кабельных сетях. В Томске прошел митинг в поддержку канала: зрители связали закрытие ТВ2 с его независимой редакционной политикой. 

Что в итоге. 4 февраля 2015 года сотрудники ТВ2 объявили сбор средств, чтобы продолжить вещание в интернете. В тот же день стало известно, что фонд поддержки российских СМИ «Среда» выделил ТВ2 грант в размере 7,5 миллиона рублей. Сейчас «Агентство новостей ТВ2» существует в виде группы интернет-сайтов, в интернете публикуется в том числе и видеоконтент.

Последний эфир ТВ2, 8 февраля 2015 года
Фото: Антон Карлинер / «Медуза»

Декабрь 2014 года. «Русская планета»

Что произошло. В один день инвесторы «Русской планеты» объявили об увольнении главного редактора Павла Пряникова и назначили новое руководство. Редакции было объявлено, что сотрудники «Русской планеты» — «слабые космисты» и не выдерживают заданный курс, а потому издание будет переформатировано с учетом мнения владельцев. Вместе с Пряниковым, который превратил «Русскую планету», финансировавшуюся строительной компанией «Мортон», в одно из наиболее самобытных российских СМИ, ушла основная часть редакции — сотрудники издания сочли смену главреда давлением и попыткой кардинальным образом изменить политику издания.

Что в итоге. Из «Русской планеты» ушли многие журналисты, издание пережило редизайн и превратилось в патриотическое СМИ, публикующее статьи о российском оружии, колонки Эдуарда Лимонова и гневные отповеди оппозиции. После ухода из «Русской планеты» Павел Пряников с частью коллег перешел в «Ленту.ру», где до этого схожим образом была уволена главный редактор Галина Тимченко, но в конце концов оказался главным редактором проекта «Такие дела».

Август 2014 года. РЕН ТВ

Что произошло. 1 августа 2014 года объявлено о закрытии программы «Неделя с Марианной Максимовской» — одной из последних взвешенных аналитических передач на российском эфирном ТВ (и, по данным TNS, одной из самых популярных программ на РЕН ТВ). Причины закрытия на канале не назвали.

Что в итоге. После закрытия «Недели» Марианна Максимовская осталась на РЕН ТВ в качестве заместителя главного редактора, но уже в декабре 2014 года покинула канал — «по причине истечения контракта». С 2015-го Максимовская занимает пост вице-президента в группе компаний «Михайлов и партнеры». Место «Недели» на РЕН ТВ заняла программа «Добров в эфире», которая рассказывает о главных сюжетах недели «с точки зрения нормального человека».

Март 2014 года. «Грани.ру»

Что произошло. 13 марта 2014 года оппозиционное издание «Грани.ру» было заблокировано по требованию Генпрокуратуры. Причиной назвали публикацию призывов к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, которые проводятся с нарушением закона. «Грани.ру» стали первым изданием, заблокированным на территории России; вместе с ними Роскомнадзор обязал ограничить доступ к сайтам «Каспаров.ру» и «ЕЖ.ру» — в тот же день и с той же формулировкой.

Что в итоге. «Грани.ру», финансовое положение которых и до блокировки оставляло желать лучшего, продолжают выходить на нескольких зеркалах. На сайте висит инструкция, как обходить блокировки интернет-ресурсов. «Грани» по-прежнему публикуют материалы об актуальных событиях, тематика издания сейчас — исключительно политическая, с ярко выраженной оппозиционной направленностью.

Редакция «Ленты.ру», 13 марта 2014 года
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Март 2014 года. «Лента.ру»

Что произошло. 12 марта 2014 года, незадолго до присоединения Крыма к России, управляющий акционер компании «Афиша—Rambler—Суп» Александр Мамут уволил главного редактора «Ленты.ру» Галину Тимченко. Поводом послужило предупреждение Роскомнадзора, вынесенное за опубликованную в интервью с одним из лидеров украинского националистического движения «Правый сектор» (запрещено в России) гиперссылку. Вслед за Тимченко уволились более 80 сотрудников «Ленты» — практически вся редакция. Сотрудники опубликовали открытое письмо, в котором назвали увольнение главреда актом цензуры и нарушением закона о СМИ. «Ленту.ру» возглавил Алексей Гореславский — бывший главред прокремлевской газеты «Взгляд», в «Рамблере» отвечавший за взаимодействие с госструктурами.

Что в итоге. Уволившиеся сотрудники «Ленты.ру» основали издания N+1 и «Медуза», СММ-агентство «Мохнатый сыр». Бывшие журналисты издания нашли работу в Forbes, РБК, «Ведомостях», «Арзамасе» и других проектах. Алексей Гореславский в начале 2016 года был назначен исполнительным директором по медиа группы компаний Rambler & Co. Пост главного редактора занял заместитель Гореславского Александр Белоновский, пришедший в «Ленту.ру» из РБК после реорганизации прежней редакции.

Январь 2014 года. Телеканал «Дождь»

Что произошло. После публикации на сайте «Дождя» опроса о блокаде Ленинграда — зрителям предлагалось ответить на вопрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» — ведущие операторы (НТВ+, «Акадо», «Дом.ру» и другие) начали отключать канал от своих сетей. Большинство объясняли свои действия недовольством зрителей. Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева рассказала, что операторы «действовали по приказу» сверху, в чем они признавались ей в ходе конфиденциальных бесед. Давление на канал она связала не с опросом, а с публикацией сюжета о дачах высокопоставленных чиновников.

Что в итоге. Канал был вынужден поменять бизнес-модель, сделав ставку на распространение в интернете по подписке. Весной 2014-го было объявлено о сокращении зарплат всем сотрудникам. Принятый в том же году закон, запрещающий рекламу на платных телеканалах, дополнительно осложнил работу «Дождя». В конце года канал был выселен из здания на «Красном Октябре». Тем не менее «Дождь» продолжает работу — с 2015 года вещание ведется из студии на заводе «Флакон».

Студия телеканала «Дождь»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

 

17 Мая 2017
Поделиться:

Комментарии

Для загрузки изображений необходимо авторизоваться

Материалы категории
Pro-винция

Архив материалов