«Власть проводит тотальную зачистку медиа»

Чем 2013 год обернулся для российских СМИ и свободы слова  

 
 

 
 
 
 


 

 

Обеспечив себе крепкий информационный тыл на федеральных каналах, власть начала наводить порядок в независимых медиа (на фото - Вячеслав Володин с владельцем компании «Рамблер– Афиша–СУП» Александром Мамутом)

Громкие отставки, странные кадровые назначения в независимых СМИ, финансовые трудности оппозиционных изданий, укрупнение провластных холдингов, ликвидация РИА «Новости»: 2013 год стал насыщенным для российских медиа. Znak.com подвел итоги. Эксперты отмечают, что протесты 2011 года дорого обошлись независимой журналистике - впрочем, пока наступлению цензуры она не сопротивляется.

 

В сентябре 2011 года, после объявления тогдашним премьер-министром Владимиром Путиным о намерении баллотироваться на новый  - третий -  президентский срок, в журналистский обиход на несколько месяцев вошло словосочетание «поминки по стране». В 2013 году регулярно «поминали» обычно уже не страну, но СМИ.

 

В этом году были закрыты Openspace.Ru и «Русская жизнь». Немало потрясений пережило издание «Большой город» - в апреле 2013 года была уволена вся редакция сайта издания во главе с главным редактором Екатериной Кронгауз, в июне 2013 года в связи с сокращением расходов одноименный журнал покинули ряд корреспондентов во главе с главредом Алексеем Муниловым.

 

Смену двух главных редакторов и уход ряда сотрудников редакции в течение года пережила «Газета.Ru» - в марте 2013 года издание покинул главный редактор Михаил Котов, в сентябре 2013 года - новый главный редактор Светлана Лолаева, до этого бывшая первым заместителем главреда. В настоящее время изданием руководит экс-обозреватель РИА «Новости» Светлана Бабаева.

 

Аналогичную смену двух главных редакторов и уход части сотрудников произошел и на радиостанции «КоммерсантЪ FM» - в марте ушел главный редактор Алексей Воробьев, в июле 2013 года - исполнявший обязанности главреда после Воробьева обозреватель радиостанции Константин Эггерт. В настоящее время изданием руководит  Мария Комарова.

 

Наконец, в декабре 2013 года своим указом президент Путин постановил ликвидировать государственное информагентство РИА «Новости» и создать на его месте новое агентство «Россия сегодня» во главе с одиозным прокремлевским телеведущим Дмитрием Киселевым. 

 

Ни одна из отставок или ликвидаций официально не объяснялась политической подоплекой - собственники говорили об экономических причинах или изредка - личных несогласиях и предпочтениях.

 

Единственным  исключением стала, пожалуй, отставка Светланы Миронюк - причем, по иронии судьбы, о политической подоплеке решения о ликвидации этого информагентства заговорили именно прокремлевские эксперты. «РИА «Новости» в последнее время не то чтобы превратилось в оппозиционный ресурс, но по многим вопросам не соответствовало представлениям власти о направлениях стратегического развития страны. В преддверии Олимпиады терпеть это стало невозможно», - высказывался, в частности, на сайте проекта Центра политического анализа при ИТАР-ТАСС телеведущий Максим Шевченко.

 

Журналисты частных изданий в кулуарах сплетничали о растущем давлении со стороны Кремля, однако публичной огласки эти разговоры, как правило, не получали. Хотя в том же декабре оппозиционный политик Алексей Навальный обнаружил, что с сайтов изданий «Коммерсантъ» и «Московский комсомолец» исчезли ранее опубликованные заметки, посвященные претензиям самого Навального к дачным участкам, собственниками которых является ряд высокопоставленных единороссов, а также первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Володин.

 

Вместе с тем в ряде ведущих издательских домов были произведены любопытные кадровые значения, которые опять-таки объяснялись не политическими, а сугубо профессиональными причинами. В частности, ИД «Коммерсантъ» возглавил Владимир Желонкин, который в 1999-2001 годах возглавлял информационное агентство Русской православной церкви. В 2000 году он вошел в оргкомитет Конгресса православной прессы, впоследствии работал в должности замполпреда президента в Центральном федеральном округе. Мария Комарова, возглавившая радиостанцию «Коммерсантъ FM», ранее работала заместителем мэра Саратова по идеологии (Вячеслав Володин сам является выходцем из Саратовской области). В топ-менеджмент объединенной компании «Рамблер-Афиша-СУП» (в холдинг входят, в частности, издания «Газета.Ru», Lenta.Ru, «Афиша») пришел бывший главный редактор прокремлевского издания «Взгляд.Ru» Алексей Гореславский.

 

Параллельно Госдума в течение года приняла ряд законов, прямо затрагивающих интересы СМИ. Весной 2013 года был принят законопроект о запрете нецензурной брани в СМИ, согласно которому за использование мата в медиа предлагается назначить на граждан штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 5 до 20 тысяч, на юрлиц - от 20 до 200 тысяч. При этом предусмотрена конфискация «предмета административного правонарушения», официальной причиной названа «защита детей от вредной информации». Весь март 2013 года Госдума скандалила с газетой «Московский комсомолец» из-за колонки, в которой ряд женщин-депутатов от «Единой России» были названы «политическими проститутками». Депутаты обвинили газету в том, что она зарабатывает, публикуя рекламные объявления услуг проституток под видом массажных салонов, и незамедлительно приняли закон о запрете такой рекламы в СМИ. Летом 2013 года на съезде Союза журналистов России выступил вице-спикер Госдумы от ЕР Сергей Железняк. Депутат собирался призвать журналистов выработать «цеховую солидарность» и начать «очищение отрасли» от тех, кто своими действиями дискредитирует журналистику, однако выступление было сорвано - оратора «захлопали». Накануне сдачи этого материала Госдума в первом чтении успела одобрить закон, предусматривающий досудебную блокировку сайтов, в том числе СМИ, если они содержат материал, который власти посчитают экстремистским.

 

«Зачистка идет по линии интерпретации определенных фактов. Власти важно теперь не только то, какие факты подаются, но и правильно ли они интерпретированы», - пояснил в разговоре с корреспондентом Znak.сom собеседник, близкий к администрации президента.

 

Возразить ему было нечего.

 

Сама администрация обвинения в попытках давления на СМИ отрицает.

 

Никакой политики - чистый бизнес

 

Если рассматривать медиарынок исключительно в бизнес-контексте, то за прошедший год на нем произошло несколько значимых событий, помимо закрытия заметных проектов.

 

В конце марта 2013 года было объявлено о слиянии компаний SUP Media Александра Мамута и «Афиша-Рамблер» Владимира Потанина, возглавил объединенную компанию Александр Мамут. Как уже упоминалось, в частности, в новый холдинг вошли Gazeta.Ru, Lenta.Ru, ИД «Афиша».

 

В конце ноября было объявлено о полном уходе Потанина из медиабизнеса, в частности, о продаже «Газпром-Медиа» холдинга «ПрофМедиа». В состав «Газпром-Медиа», крупнейшего в России медиахолдинга, входят телеканалы НТВ и ТНТ, спутниковый канал «НТВ Плюс», радиостанции «Эхо Москвы» и «Сити-FM», портал Rutube, а также издательский дом «Семь дней». Холдинг полностью принадлежит Газпромбанку, который контролируется госкомпанией «Газпром» и банком «Россия» Юрия Ковальчука.

 

«ПрофМедиа» является одним из крупнейших частных медиахолдингов страны. В его активы входят телеканалы ТВ-3, «Пятница» и 2Х2, радиостанции «Авторадио», «Energy» и «Юмор-FM» и кинокомпания «Централ Партнершип».

 

В октябре 2013 года стало известно, что владельца может сменить газета «Ведомости», причем об этом сообщило само издание. Согласно публикации, медиагруппа Sanoma не исключает продажу своих российских активов, входящих в издательский дом Sanoma Independent Media (SIM). Речь идет о компаниях «Фэшн пресс» (бренды Cosmopolitan, Esquire, Harper’s Bazaar и другие), которой Sanoma владеет совместно с Hearst, «Юнайтед пресс» (Men’s Health, Woman’s Health, National Geographic), журнале Grazia (издается совместно с Mondadori) и, собственно, газете «Ведомости» (издается совместно с Dow Jones и FT Group).

 

Произошли серьезные изменения и на прокремлевском фланге. В частности, в конце июня 2013 года глава холдинга «Ньюс Медиа» Арам Габрелянов был назначен генеральным директором радиостанции «Русская служба новостей». Главный редактор РСН Сергей Доренко после этого объявил о своем уходе, объяснив, что не сможет работать вместе с Габреляновым. Осенью сайт «LifeNews.Ru», входящий в холдинг, был перезапущен в виде новостного телеканала.

 

Доренко, между тем, в декабре анонсировал запуск новой разговорной радиостанции с рабочим названием «Радио Москвы».

 

Редакционный директор «Известий» Александр Малютин считает главным трендом уходящего года на медиарынке продолжение укрупнения холдингов и поиск со стороны владельцев бизнес-моделей, которые позволяли бы частным СМИ существовать рентабельно.

 

«Из-за развития интернет-СМИ бумажные СМИ уже несколько лет пытаются найти модель, которая позволяла бы им окупаться, в результате возникают интегрированные редакции, когда один и тот же контент несколько раз продается разным аудиториям», - отмечает Малютин.

 

Руководитель Центра политического анализа, близкий к Кремлю политолог Павел Данилин называет главными медиасобытиями года уход из медиабизнеса Владимира Потанина, а также финансовые проблемы холдинга «Эксперт» (в декабре 2013 года главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев обратился с открытым письмом к президенту Владимиру Путину с просьбой выделить холдингу финансовую помощь). «Все это значит, что крупные олигархи с опаской относятся к участию в крупных медиапроектах, если только для них политика не является главной целью, как, к примеру, у Александра Винокурова (инвестор и владелец телеканала «Дождь», интернет-ресурса Slon.ru, журнала «Большой город»). Стоит также отметить падение тиражей бумажных СМИ и некоторое убывание доли центральных телеканалов», - говорит Данилин.

 

Финансовые проблемы, впрочем, испытывает не только «Эксперт», но и оппозиционные СМИ. Так, оппозиционный телеканал «Дождь» летом 2013 года ввел платную подписку на свой контент. Осенью 2013 года журнал The New Times также объявил о начале масштабной подписной кампании под лозунгом «Свобода слова. Дорого».

 

«У журнала больше не будет владельцев, его нельзя будет продать или передать по наследству, нельзя будет выкинуть журналистов на улицу, а на их место взять пропагандистов или тех, кто предпочитает писать о цветочках и ягодках. Единственным владельцем журнала будет гражданское общество России, то есть вы, его подписчики и читатели», - обратилась к читателям главный редактор и владелец издания Евгения Альбац.

 

Альбац с сентября является единственным владельцем журнала. Прежний издатель журнала Ирена Лесневская подарила ей журнал осенью 2013 года - по словам источников, близких к изданию, после того как Альбац подала заявление об уходе.

 

«Одним из медиасобытий года стала блестящая подписная кампания журнала The New Times, которая была великолепно продумана и организована, однако пока, к сожалению, показывает, что аудитория готова участвовать деньгами в создании независимых медиа довольно ограниченно. Есть опасения, что и результаты подписной кампании телеканала «Дождь» - не самые триумфальные», - сказал Znak.com шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша» Юрий Сапрыкин.

 

Среди СМИ, успешно переживших 2013 год, сразу несколько экспертов называют Lenta.Ru. «Lenta.Ru стала главной общенациональной независимой газетой, такой русской “New York Times”. История Дениса Синякова, освещение всех главных событий года, цикл интервью Ильи Азара и прочее сделали, как мне кажется, «Ленту» таким эталоном, стандартом большого общенационального СМИ, а Галину Тимченко - главным редактором номер один. Не могу сказать, что я от этого в восторге, но СМИ номер один на то и СМИ номер один, чтобы быть, в том числе, и поводом для ворчания. Не знаю, сколько продлится такое положение вещей, но сейчас «Лента» объективно номер один, и это важнейший итог года», - отмечает журналист Олег Кашин.

 

Конец года ознаменовался серьезным кадровым усилением холдинга РБК, акционером которого выступает инвестиционная группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Так, стало известно, что с начала 2014 года холдинг собирается объединить редакции своих основных СМИ - информагентства РБК, газеты «РБК Daily» и телеканала РБК-ТВ. Новым главным редактором станет нынешний главред издания Forbes Елизавета Осетинская, а информагентство РБК возглавит экс-главред сайта Forbes.Ru, бывший первый заместитель главного редактора «Газеты.Ru» Роман Баданин. Последний покинул издание осенью 2011 года после того, как с сайта «Газеты.Ru» по решению владельцев СМИ убрали «Карту нарушений на выборах в Госдуму» ассоциации «Голос».

 

Еще одним медиасобытием стал перезапуск государственного агентства ИТАР-ТАСС. В течение года в агентство перешли целый ряд журналистов из частных изданий, причем основным мотивом перехода назывался финансовый интерес. По информации источников Znak.com внутри агентства, зарплаты там примерно в 1,5-2 раза выше среднерыночных. Осенью 2013 году агентство перезапустило свой сайт, однако пока тотального доминирования ИТАР-ТАСС среди информагентств так и не наблюдается.

 

«Хорошее время для нишевых небольших проектов»

 

Минувший год отметился и запуском нескольких успешных новых проектов.

 

В частности, в конце весны 2013 года был запущен проект «Русская планета», который возглавляет известный журналист Павел Пряников. Многие журналисты, пришедшие работать в этот проект, придерживаются левых взглядов, а сам Пряников называет себя «евросоциалистом».

 

В интервью корреспонденту Znak.com для издания «Большой город» год назад Пряников так характеризовал идеологию евросоциализма: «Это довольно ново для нашей оппозиции, так как мы стараемся объединить людей не вокруг разборок с Чуровым, а вокруг сверхидеи движения в Европу. Одна из главных проблем сегодняшней России — в отсутствии сверхпрограммы, ради которой стоит жить и бороться. Россия — страна сверхпрограмм: вспомните борьбу славянофилов и западников в XIX веке, потом была идея марксизма, потом — сверхдержавы, а в последние 12 лет нет ничего. Наша программа такова: мы хотим в Европу, в Евросоюз. Демократические права и свободы к этому приложатся сами, так как если мы подадим заявку на вступление, нам придется соответствовать европейским стандартам общества. Эта идея, как нам кажется, может объединить не только активистов, но и элиты: даже многие чиновники будут за эту идею, хотя понятно, что из меркантильных интересов. А для обычного гражданина вступление в Евросоюз — это и большая идея, и гарантия стандарта повседневной и общественно-политической жизни».

 

Еще один проект, удостоившийся даже реакции федеральных телеканалов - хотя и резко отрицательной, - носит название «Спутник и погром». Его создал известный блогер Егор Просвирнин, известный своими националистическими взглядами еще в первой половине 2012 года, однако серьезной известностью его сайт стал пользоваться уже в 2013. В итоге «Спутник и погром» в ходе кампании по выборам мэра Москвы - 2013 цитировали федеральные телеканалы, правда - в контексте того, что кандидата в мэры Алексея Навального поддерживают воинствующие националисты.

 

«Из независимых СМИ, не переживших путинско-володинскую реакцию, было два четких маршрута, по которым люди куда-то уходили.

Те, кому надо кормить семью или выплачивать ипотечный кредит, уходили в ТАСС и в РИА «Новости».

Такого массового набора сотрудников в государственные СМИ, как говорится, старожилы не припомнят, и это тоже важнейший тренд года. Кто может себе позволить не думать о стабильном и большом доходе и кто может себе позволить дорожить (неважно, подлинными или нет) журналистскими ценностями, уходили в маленькие и не факт что стабильные издания типа «Русской планеты» или того же «Znak.com». Еще год назад невозможно было представить, что выбирая между «Газетой.Ru» и маленьким СМИ Пряникова, кто-то выберет Пряникова, сейчас это общее место. Еще одним заметным событием стал, разумеется, «Спутник и погром». Первый по-настоящему успешный русский политический блог, который на протяжении всего года был для одних самым большим раздражителем, для других - любимым чтением. С ним странным образом рифмуется инстаграм Рамзана Кадырова - тоже удивительное социальное СМИ, которое расцвело в этом году», - отмечает Кашин.

 

Юрий Сапрыкин говорит, что владельцы крупных СМИ  стали намного осторожнее и в инвестициях, и в степени свободы слова, которую они готовы допустить в подведомственных редакциях с общественно-политическими темами. «Поэтому этот год стал и годом небольших нишевых проектов, куда уходят работать мощные талантливые журналисты - я и сам сейчас сконцентрировался на нишевом проекте», - сказал Znak.com Сапрыкин.

 

«Бизнес тут не главное, вопрос в политике»

 

Практически все эксперты Znak.com среди топ-менеджеров российских СМИ говорят однозначно: экономика тут ни при чем, власть просто проводит тотальную зачистку медиапространства.

 

«Основной тренд, к сожалению, - тотальное вмешательство власти в медиасферу, которое разрушительно и для медиа, и для власти. Но медиа повреждается немедленно, а власть будет испытывать проблемы в некой перспективе. Вмешательство может быть политическим, кадровым, организационным, экономическим - в любом случае, это вмешательство», - сказал Znak.com медиаэксперт Василий Гатов.

 

Шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша» Юрий Сапрыкин называет 2013 год временем, когда государственная пропаганда в разных - подчас самых провокационных, «за гранью фола» формах проникла не только в прайм-тайм центральных телеканалов, но и во многие независимые издания.

 

«Хочется отметить бескомпромиссную позицию коллег из Lenta.Ru, на общем компромиссном и соглашательском фоне степень их свободы и независимости впечатляет», - говорит Сапрыкин.

 

«Кроме того, несмотря на какие-то мутные кадровые перемещения внутри издательских домов или переход медиа от одних владельцев к другим, героями остаются отдельные журналисты, которым удается сделать то, что вокруг не делает никто, вне зависимости от принадлежности к тому или иному изданию. Это Олеся Герасименко из Ъ-Власть, Светлана Рейтер из Lenta.Ru, Иван Голунов в Slon.Ru, Маша Баронова, которую мы в этом году только начали узнавать как журналиста, и некоторые другие люди», - отмечает Юрий Сапрыкин.

 

Главный редактор «Русской планеты» Павел Пряников называет главным трендом 2013 года усиление самоцензуры в редакциях. «У всех перед глазами недавние закрытия и переформатирования СМИ за неосторожные слова, неосторожные темы, неосторожные интонации. Мы все поняли, что есть какая-то граница, переступив которую мы рискуем расстаться с работой или потерять свое СМИ. Самоцензура сегодня выражается не столько в восхвалении «мудрых решений властей», сколько в нежелании затрагивать больные темы, необходимости обходить их стороной. К примеру, сегодня тема личной жизни президента Путина – это табу», - отмечает Пряников.

 

Из позитивных трендов он, впрочем, отмечает приход в онлайн-СМИ возрастных читателей. «Почти у всех серьезных СМИ сегодня основная возрастная группа читателей – мужчины старше 45 лет (к примеру, у нас в «Русской планете» это 30-32% аудитории). Интернет проник в российскую провинцию, малые города. Это возрастная группа предъявляет спрос на большие тексты – еще недавно казалась незыблемой аксиома: больше пяти тысяч знаков в Интернете не читают. Сегодня читают и 15 тысяч, и даже 25 тысяч знаков. Возрастные люди привыкли читать долго и вдумчиво. Их основные темы интереса – история и оборона. И СМИ начинают подстраиваться под этот запрос. К примеру, у нас в «Русской планете» за неделю проходит 2-4 исторических статьи, 3-5 военных заметок», - говорит главред «Русской планеты».

 

Экс-главный редактор «Газеты.Ru» Светлана Лолаева считает, что анализировать произошедшие отставки, назначения, слияния и закрытия медиапроектов за последний год с экономической точки зрения бессмысленно: стоит рассматривать все происходящее именно с учетом политической подоплеки.

 

«В целом тренд можно охарактеризовать просто: власть хочет выстроить все СМИ в одну линейку. Раньше в нее входили государственные телеканалы, а сейчас все то же самое происходит с бумажными и электронными СМИ. Все это давно осуждается в журналистском сообществе - снятие заметок, переформатирование изданий, странные кадровые решения, но выплескивать эту дискуссию в публичное пространство не принято, об этом или говорится вскользь, или же журналисты наоборот начинают крайне некрасиво друг друга подначивать.

 

То же самое РИА «Новости» не было воплощением картины «Свобода на баррикадах», это было хорошо сделанное государственное СМИ, но не оппозиционное.

 

Но стоит понимать, что расцвет РИА «Новости» пришелся на президентство Дмитрия Медведева, когда у государства была иная установка, оно играло в плюрализм мнений, насаждаемый сверху, а в политике говорили про «оттепель». Сейчас игра в плюрализм закончилась: глава нового агентства "Россия сегодня" Дмитрий Киселев сказал на встрече с коллективом крайне честно - кто хочет работать на государство, будет работать, а интеллигентским замашкам теперь тут не место. По итогам хочется отметить, что если у кого-то есть иллюзии по поводу того, что какому-то частному  СМИ удастся избежать встраивания в общую «линейку» - они, мне кажется, напрасны. Да, есть оппозиционные СМИ, которые живут на отдельные деньги и еле выживают - The New Times, 

19 Декабря 2013
Поделиться:

Комментарии

Кузнецов Анатолий , 19 Декабря 2013

Slon.Ru, Kasparov.Ru, Grani.Ru, у них большие финансовые проблемы, и у них несколько иная ситуация. Но если говорить о крупных СМИ, в которые инвестируют большие деньги, - тут избежать встраивания в систему не удастся», - считает Лолаева. Она отмечает, что в журналистских кулуарах активно неофициально обсуждают, что теперь чиновники стали себе позволять то, что раньше позволяли только в отношении гостелеканалов, в частности, вызывать к себе на ковер руководителей частных СМИ.

«Происходящее сейчас - это итог трехлетия с 2011 года, когда выросла гражданская активность, когда государство пережило серьезное давление со стороны гражданского общества и было вынуждено пойти на некоторые уступки. Теперь государство снова подняло голову, и сперва оно придавило гражданское общество, а теперь придавлены СМИ.

Это - реакция на протесты двухлетней давности», - отмечает Лолаева.

Говорить о тотальном разгроме независимых СМИ не стоит - в советское время вообще нельзя было напрямую писать про политику, для этого приходилось изобретать «эзопов язык» и описывать ее языком органической химии, сказала Znak.com главный редактор The New Times Евгения Альбац. Альбац считает, что самое худшее сейчас происходит не во властных коридорах, а с самими журналистами.

«У власти сейчас находится КГБ, про КГБ мы все знаем. Самое худшее происходит сейчас с самими журналистами, которые принимают самоцензуру, соглашаются с тем, что о чем-то им писать можно, а о чем-то нельзя. Когда людям на некоем радио говорят, как надо переиначить информацию и цифры, а они соглашаются, когда люд из частных медиа уходят работать на государство. Люди жалуются на цензуру, а когда им предлагаешь - хорошо, напишите, что хотите, для The New Times, где нет цензуры, они отказываются. Вот, жалуются, что сейчас 37 год - но сейчас совсем не 37 год, и пока у нас не советская власть. Журналистская среда никак не сопротивляется давлению, вот что расстраивает», - констатирует Альбац.

Екатерина Винокурова,

Your text to link...

Для загрузки изображений необходимо авторизоваться

Материалы категории
Pro верхи

Архив материалов